pet_and

Categories:

СОЛИДАРИЗМ

Теория государства и права (под редакцией С.С. Алексеева). Издательство «Юридическая литература»,1985 год, стр.465-466

Основоположником и наиболее известным представителем теории солидаризма в праве был французский реакционный юрист Л.Дюги (первая треть ХХ в.). В качестве основных положений, на которых базировалось его учение, Л.Дюги выдвигал два: человек существо общественное, он не может жить обособленно. Общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая объединяет индивидов. Из этого положения Дюги делал вывод о наличии неизменной нормы (принципа) солидарности: "поступай солидарно". Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, что наносит ущерб солидарности, а делать лишь то, что способствует солидарности. Принцип солидарности постоянен, хотя его его содержание и меняется вместе с изменением общественной жизни. Он является основой правопорядка и государственной организации. С развитием разделения труда, отмечал Дюги, люди становятся более зависимы друг от друга (рабочий - от капиталиста, капиталист - от рабочего и т.д.), а потому солидарность-де должна развиваться и укрепляться. На основе солидарности в обществе стихийно складываются социальные нормы, в том числе и правовые.

Право, по мнению Дюги, не создается государством. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выявляет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности, и формулирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства, выше законодателя. Если государство издает правила, противоречащие солидарности, то они не будут соблюдаться, не войдут в число социальных норм. Право - это не инструмент политики государства. Оно выражает не волю какого-либо класса, а солидарность различных социальных групп. Существование государства обусловлено разделением труда и необходимостью установления и формулирования права, выражающего солидарные интересы. Разделение на правящих и управляемых есть также следствие стремления сильных, энергичных индивидумов использовать свою энергию на охрану социальных норм, организацию общественной реакции на их нарушение.

Дюги выступал против субъективных прав, заменяя их социальной функцией. Рабочий и капиталист не имеют субъективных прав, они обладают лишь определенными социальными функциями, которые призваны осуществлять "святую солидарность" и обеспечивать "счастливую гармонию". Частная собственность не право капиталиста, а необходимая социальная функция, без которой немыслимо общество.

Как видно, доктрина солидаризма стремится подменить реально существующую классовую борьбу солидарностью пролетариата с буржуазией, затушевывает классовую сущность буржуазного права (и государства). Идеи солидаризма были широко использованы фашистами в теории «корпоративного государства», которое «во имя солидарности» жестоко подавляло всякое классовое сопротивление. Теория солидаризма и ныне не потеряла своей актуальности среди буржуазных и реформистских идеологов. На нее опирается политика «классового сотрудничества», усиленно внедряемая буржуазией и социал -реформистами в отношении буржуазии и пролетариата.

promo pet_and january 5, 2019 12:16 2
Buy for 10 tokens
Мотивацию голодного называют идеальной мотивацией с точки зрения капиталистических отношений. Некоторые современные «эйчары» не стесняясь говорят о том, что им нужны «голодные» соискатели работы. Для создания материальной мотивации необходима бедность. В этом суть…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened