pet_and

Category:

Приемы манипулирования обществом: "промывание мозгов"

Автор иллюстрации: Стефан Шмитц  (Stephan Schmitz, Швейцария)
Автор иллюстрации: Стефан Шмитц (Stephan Schmitz, Швейцария)

«ОБРАЗ: фокусник. 

«Фокусники пользуются трюками. Но в наши дни трюками пользуются также и политические, хозяйственно-политические, культурно-политические манипуляторы. В этом смысле фокусники и менеджеры манипуляции не так уж далеки друг от друга. Но фокусник работает для игры, развлечения, обмана как самоцели. А манипуляторы современного управления, независимо от сферы, действуют вполне серьезно с откровенной или замаскированной целеустремленностью. Ибо они создают власть. Власть над другими, манипулируемыми». 

Schleichwege G. Farber. «Die manipulieerte Mehrheit 

(Густав Фарбер «Манипулируемое большинство»)

КЛЮЧИ: «Следует смелой рукой разбить талисман тупости, с которым связано могущество этих злых гениев...». 

Клод Адриан Гельвеций «Об уме»   

«Неразборчивая в средствах пропаганда, — писал буржуазный теоретик Л.Фрезер, — при равных условиях будет более эффективной, чем пропаганда, останавливающаяся перед ограничениями морального плана, которые мешают работнику пропагандистского аппарата проявить свои способности».

Неразборчивую в средствах пропаганду, следует называть «промыванием мозгов», это — пропаганда внушения. 

«Промывание мозгов» —  это всегда внедрение лжи, обмана, клеветы, мифов и заблуждений.  Но с откровенной  ложью обращаться к разуму —  не с руки, а поэтому  манипуляторы применяют многочисленные технологии внушения.

Некоторые откровения  встречаются в литературе и публикациях. Вот примеры из них.

«Зачем убеждать и обращаться к разуму, — если можно оперировать ниже уровня сознания с помощью средства массового внушения?»                  (Газета «Die Welt» ФРГ).
«...Можно манипулировать поведением группы людей, причем каждый член такой группы будет считать, что он поступает по собственному разумению».   (Кгесh D., Crutchfield R. Theory and Problems of Social Psychology. New York, 1948, p. 316).
«...Пропаганда понимается как специфическая форма стимулирования, которая в случае успеха приводит к внушению». (Krech D., Crutchfield R. Op. cit., p. 333). 

Американский социальный психолог, К. Янг, называет этот прием:

«...частью более широкого процесса создания легенд и мифов». (Young K. Social Psychology. New York, 1944, p. 505).

  Л. Фрезер дает следующее определение:

«...искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными». (Fraser L. Propaganda. London, 1957, p. 1).

Платон, являясь представителем крайней идеологической реакции в древней Греции, считал, что правители, для того чтобы держать народ в подчинении, должны распространять «благородную ложь». Они должны внушать, что элита — люди из «золота», а все остальные — из «меди и железа».

Как же вдолбить «благородную ложь» в голову обывателей? Поймать человека в сети лжи призвана психология.  Методика  «промывания мозгов» основана на постоянном, длительном воздействии на подсознание и эмоциальные переживания человека в обход его интеллекта и критического мышления. Предпочтение отдается воздействию на негативные чувства и эмоции страх, стыд, самомнение, амбиции, похоть и др. 

Вместо сплошной лжи используется и более изощренный вариант, заимствованный из буржуазной рекламы, — разнообразные, тщательно подобранные комбинации из истин, полуистин и лжи.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА:

«Конечно, — пишет Морис Корнфорт, — представители и идеологи правящих классов постоянно занимаются сознательным, умышленным обманом народа. Но за этой системой умышленного обмана всегда кроется и самообман».                                                                                                                                                                                                                                                               **************************************************                                                                   «Те, кто хотел бы истолковывать идеологические иллюзии просто как умышленный обман, тем самым неправильно поняли бы самый характер того, что Маркс и Энгельс называли «ложным сознанием».


promo pet_and january 5, 2019 12:16 2
Buy for 10 tokens
Мотивацию голодного называют идеальной мотивацией с точки зрения капиталистических отношений. Некоторые современные «эйчары» не стесняясь говорят о том, что им нужны «голодные» соискатели работы. Для создания материальной мотивации необходима бедность. В этом суть…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened