pet_and

Category:

ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ — процесс целенаправленного формирования личности. В условиях социализма воспитание имеет целью формирование коммунистического сознания и поведения, всестороннее развитие личности, подготовку активных и сознательных строителей коммунизма.

В современной педагогической литературе и практике понятие воспитание употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле оно включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу школы, детских и молодежных организаций, семьи, общественности, но и влияние всего уклада жизни общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, кино, радио, телевидения. Воспитание, в широком смысле этого слова, включает в себя также образование и обучение.

В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. Оно осуществляется семьей, учебно-воспитательными учреждениями и общественными организациями. В таком понимании воспитание не включает в себя образование и обучение. Однако оно находится в органичном единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера.

Воспитание, в его широком значении, — важнейшая функция общественной жизни. Общество не может отказаться от воспитания молодого поколения, не обрекая себя на застой. Чтобы жить и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и культурные блага. А для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, могли умело использовать наследуемые ими производительные силы. Человек в детском и юношеском возрасте не обладает  опытом, знаниями, умениями и навыками поведения, которые необходимы ему для приобщения к труду и общественной  жизни. Он приобретает этот опыт проходя длинный путь воспитания (семейного и общественного).  Усваивая и используя предшествующий опыт, новые поколения обогащают и совершенствуют его, вносят свой вклад в развитие производительных сил, в развитие исторически накопленной материальной и духовной культуры. Без этого человеческое общество не может нормально развиваться. Поэтому на всех этапах истории человечества воспитание занимало большое место в жизни общества.

Совершенствование в ходе общественно-исторической практики производственного опыта людей, расширение знаний о природе, обществе и о самом человеке, рост культуры выдвигают перед воспитанием новые задачи, требуют расширения его содержания. Вместе с прогрессом общества развивается и воспитание как общественное явление. Марксистское положение о том, что общественное бытие определяет общественное сознание, относится и к воспитанию как надстроечному явлению. Его цели, содержание, формы и методы определяются господствующими общественными отношениями. Советская педагогика отвергает концепцию «автономии» воспитания, независимости его от условий материальной жизни людей. Эту концепцию развивали теоретики свободного воспитания. Они предлагали создать построенную на принципах педоцентризма «свободную школу», независимую от государства и общества. В действительности школы, независимой от общества нет и не может быть.

Возражая идеологам буржуазии, отрицавшим зависимость воспитания от общественных отношений, К.Маркс и Ф.Энгельс писали в «Манифесте Коммунистической партии»: «А разве наше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т.д? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса» (Соч., 2 изд., т.4, с.443). 

Указывая на тесную связь воспитания с переустройством общественных отношений, с развитием общества, К.Маркс писал:«...наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения (там же т.16, с.198).

Господствующие классы в эксплуататорском обществе, используя воспитание как средство деления общества на классы и порабощения трудящихся, стремятся задержать поступательный ход общественного развития. Если воспитание отражает интересы прогрессивных классов, то оно ускоряет развитие общества, содействует победе новых прогрессивных начал и тенденций в общественной жизни. Еще в первые годы строительства социализма в нашей стране Ленин писал: «Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, то есть коммунистического общества» (Соч., т.31, с.259).

Развитие экономики, рост производительности труда во многом зависят от воспитания. Современное производство, основанное на машинной технике, не может успешно развиваться без подготовки необходимых кадров. Связь между экономикой и воспитанием объективно существует при любом общественном строе.  Но проявляется она по разному. В условиях капитализма эта связь осуществляется стихийно. Система воспитания в капиталистических странах  нередко вступает в противоречие с изменениями в производстве. Крупная промышленность требует людей образованных, интеллектуально развитых. Но капиталисты не заинтересованы в повышении уровня образования рабочих, боятся их сознательности.

В условиях социалистического строя устанавливается и сохраняется тесная взаимосвязь народного хозяйства и воспитания, представляющих собой звенья единого процесса коммунистического строительства. Успехи в развитии народного хозяйства в странах социализма неразрывно связаны с успехами в области  воспитания.

Воспитание играет ведущую роль в индивидуальном развитии человека, в подготовке его к жизни, к различным видам деятельности. Оно содействует физическому, умственному и нравственному развитию личности, делает развитие более содержательным и целенаправленным. Воспитание играет ведущую роль в формировании психики человеческого индивидума, которая как указывал И.П.Павлов, обусловлена «...не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов».(Полн.собр.соч.,т.3.кн.2,1951, с.269).Личность человека, его духовный и моральный облик формируются прежде всего в процессе воспитания. (см. Воспитание и развитие). 

В буржуазной педагогике воспитание определяется обычно как приспособление новых поколений к существующему (буржуазному строю). Термин «приспособление» внес в педагогику английский буржуазный философ и социолог  Г.Спенсер. Немецкий педагог  И.Гербарт основой воспитания считал дрессировку, «управление» детьми, которым в процессе воспитания он отводил пассивную роль. Сторонники теории свободного воспитания определяли воспитание лишь как содействие развитию детей сообразно с их природой.

Прагматическая педагогика, рассматривая воспитание лишь как процесс приобретения практического опыта, недооценивает значения теоретических знаний. Неотомисты основную цель воспитания видят в проповеди религии, в отвлечении народных масс от задач изменения общества (см. Неотомизм). Представители экзистенциализма — одного из новейших течений  в буржуазной философии и педагогике — рассматривают воспитание как «насилие над личностью».

Многие идеологи буржуазии исходят из неизменности человеческой природы и стремятся доказать, что людям всегда будут присущи такие черты, как стремление к наживе, эгоизм, жадность, жестокость, драчливость и др. Например, американский философ У.Джемс утверждал,  что «импульс присвоения», «импульс драчливости» и другие отрицательные черты глубоко коренятся в самой природе человека, в его биологических особенностях и не могут быть «перестроены» при помощи воспитания. Жизнь полностью опровергла эти антинаучные утверждения.Опыт социалистического преобразования общества в СССР и в других социалистических странах показывает, что в ходе строительства нового общества происходит переделка сознания людей.

Воспитание появилось вместе с возникновением человеческого общества и будет существовать на всем протяжении его истории. Как явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, воспитание имеет некоторые сходные черты и общие признаки (передача накопенного опыта, формирование определенной идеологии, забота о здоровье и развитии физических сил, вооружение знаниями и т.д.). Но его цели, содержание, формы и методы исторически изменчивы. Воспитание претерпевает глубокие качественные изменения по мере развития общества и изменения общественных отношений. Каждой общественно - экономической формации соответствует особый тип воспитания.

В условиях первобытного общества воспитание осуществлялось главным образом в процессе труда, различных обрядах, играх и было направлено на физическое развитие новых поколений, на вооружение их трудовыми умениями и навыками. Специальных воспитательных учреждений для детей и юношества в то время не было, так как воспитание еще не носило характера самостоятельной специфической деятельности и ограничивалось главным образом простым усвоением жизненно-практического опыта старших поколений младшими. Первый опыт воспитания обобщался тогда в виде житейских правил, передававшихся из поколения в поколение. Разделение труда между мужчинами и женщинами обусловило различия в воспитании мальчиков и девочек. Так у некоторых народов мальчики с малых лет приучались к охоте, рыбной ловле, а девочки — к домашним работам, приготовлению пищи.

С появлением классов воспитание становится классовым. Оно служит целям укрепления господства эксплуататоров над трудящимися массами. В эпоху рабовладения знатные и богатые люди получали разностороннее по тому времени воспитание в различных учебно-воспитательных учреждениях. (см. Афинское воспитание, Спартанское воспитание, Риторская школа, Школа грамматиста, Школа кифариста). Рабы и их дети рассматривались как личная собственность рабовладельцев, как «говорящие орудия». Их воспитание ограничивалось подготовкой к изнурительному физическому труду. Воспитание усиливало и закрепляло исторически возникшее в классовом обществе отделение физического труда от умственного.

В феодальном обществе воспитание было сословным. Светские феодалы получали рыцарское, по преимуществу военно-физическое воспитание, для того чтобы с помощью оружия расширять свои владения и держать в повиновении крепостных. Духовенство насаждало религиозное воспитание и духовно закрепощало народ. Дети крепостных крестьян воспитывались главным образом в семьях. Дети ремесленников в ранний период средневековья получали подготовку к жизни также в семьях. Позднее, в связи с развитием ремесла и торговли, появились ремесленные или цеховые школы для детей ремесленников  и гильдейские школы для детей торговцев. В этих школах религиозное воспитание также занимало большое место. Церковь, духовенство оказывали серьезное влияние и на семейное воспитание. Ф.Энгельс указывал, что в период средневековья «....монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.7, с.360).

В эпоху капитализма в школах для народа детей рабочих и крестьян, по выражению В.И.Ленина, «..не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья» (Соч., т.31, с.260-61). В то время как дети господствующих классов получали одностороннее умственное, книжное воспитание, дети трудящихся вынуждены были ограничиваться столько же односторонней ремесленной выучкой. Такой дуализм воспитания сопутствует эксплуататорскому обществу на всех этапах его истории.

Свое мировоззрение, частнособственническую психологию и мораль буржуазия навязывает всему обществу не только через школу, но и через печать, театр, кино, литературу и т.д. Воспитание в странах империализма носит реакционный характер. Буржуазные педагоги стремятся затушевать классовый характер воспитания. Они пытаются доказать, что воспитание носит бесклассовый, общечеловеческий характер. В действительности буржуазия использует воспитание для укрепления своего классового господства, для духовного порабощения народа. С появлением классов, по существу, создаются 2 системы воспитания — одна из них приспособлена для обслуживания господствующих классов, другая — предназначена для угнетенных классов.

В организации школьного образования в современных капиталистических странах большую роль играет отбор детей в разные типы школ соответственно  данным, которые получают при «измерении интеллекта». Эта система отбора детей путем тестовых испытаний (см. Тест) носит классовый характер и приводит к раздельному обучению детей различных социальных групп населения в разных типах школ. На основе якобы научно обоснованного отбора дети высших слоев общества, имеющие возможность получить в семье лучшую подготовку, попадают в средние и высшие школы, а дети менее обеспеченного населения, которым семья не может создать необходимых условий развития, получают преимущественно начальное образование, готовятся для работы только в сфере материального производства. Подлинно демократический, всенародный характер воспитание носит лишь в социалистическом обществе.

В социалистическом обществе содержание, организация и методика воспитания коренным образом изменяются. Идейную теоретическую основу воспитания в социалистическом обществе составляют диалектический материализм и исторический материализм. В условиях социализма достигаются единство семейного воспитания и общественного воспитания, осуществляемого в единой системе воспитательных  и образовательных государственных учреждений. Как общественное, так и семейное воспитание имеют общую коммунистическую направленность. Школа и семья в социалистическом обществе  воспитывают подрастающие поколения  в духе коммунистической идеологии, в соответствии с требованиями морального кодекса строителя коммунизма. 

Особенности воспитания в условиях социализма вытекают из характера социалистических общественных отношений и объективного развития самой личности человека. Экономическая и социальная жизнь эпохи социализма настоятельно требуют воспитания у всех членов общества новых черт и преодоления старых привычек, унаследованных от классового общества. В период перехода от социализма к коммунизму создаются реальные возможности для воспитания новых людей, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждому члену общества предоставляются равные возможности для творческого труда и образования, для развития способностей и дарований в области производства, науки, техники, литературы, искусства и других областях государственной, хозйственной и культурной жизни. Воспитание нового человека — строителя и гражданина коммунистического общества, предполагает  формирование коммунистического мировоззрения, упрочение принципов коммунистической морали, трудовое воспитание, умственное, физическое и эстетическое развитие личности. Воспитание, осуществляемое в условиях социализма, исходит из интересов всего общества и имеет своей целью обеспечить расцвет человеческой личности, утвердить на земле мир, труд, свободу, равенство, братство и счастье всех народов (см. Коммунистическое воспитание).

Педагогическая энциклопедия. Главная редакция: И.А.Каиров (главный редактор), Ф.Н.Петров (главный редактор), А.И.Богомолов, Н.К.Гончаров, Б.П.Есипов, Ф.Ф.Королев (зам. главного редактора), Б.И.Краснобаев, Д.О.Лордкипанидзе, Э.И.Моносзон, П.А.Рудник, А.А.Смирнов, А.Н.Шерстнев. 1964

promo pet_and january 5, 2019 12:16 2
Buy for 10 tokens
Мотивацию голодного называют идеальной мотивацией с точки зрения капиталистических отношений. Некоторые современные «эйчары» не стесняясь говорят о том, что им нужны «голодные» соискатели работы. Для создания материальной мотивации необходима бедность. В этом суть…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened