pet_and

Categories:

Задачи и построение учебника истории СССР

ред. Нечкина, М.В.; Рыбаков, Б. А; Сидоров, А.Л. и др.История СССРВ 2 томах Издательство: М.: Госполитиздат; СоцэкгизПереплет: твердый; 1664 страниц; 1956 - 1959
ред. Нечкина, М.В.; Рыбаков, Б. А; Сидоров, А.Л. и др.История СССРВ 2 томах Издательство: М.: Госполитиздат; СоцэкгизПереплет: твердый; 1664 страниц; 1956 - 1959

ред. Нечкина, М.В.; Рыбаков, Б. А; Сидоров, А.Л. и др.История СССРВ 2 томах Издательство: М.: Госполитиздат; СоцэкгизПереплет: твердый; 1664 страниц; 1956 - 1959

Аннотация

Институт истории АН СССР. Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
Допущено Министерством высшего образования СССР в качестве учебника для исторических факультетов государственных университетов и педагогических институтов.

ТОМ I (Госполитиздат, 1956). С древнейших времен до 1861 г.: Первобытнообщинный и рабовладельческий строй. Период феодализма.
Под редакцией члена-корреспондента АН СССР М. В. Нечкиной, члена-корреспондента АН СССР Б. А. Рыбакова, докторов исторических наук А. А. Новосельского, А. В. Фадеева и Л. В. Черепнина (ответственный редактор), профессора В. И. Лебедева.

Задачи и построение учебника истории СССР. В учебнике истории СССР история русского народа должна быть дана в тесной связи с историей других народов нашей Родины. В то же время должна быть показана тесная связь истории нашей страны с историей зарубежных стран и народов, раскрыта роль нашей страны во всемирном историческом процессе.

Эти две задачи были уже поставлены перед собой авторскими коллективами первых учебников по истории СССР для высших учебных заведений, вышедших в двух томах: т.1, под редакцией Б.Д.Грекова, С.В.Бакрушина и В.И.Лебедева, 1939 (изд.2, 1947); т.2, под редакцией М.В.Нечкиной,1940 (изд.2, 1949, изд.3, 1954). Первый том доводит историческое изложение  до конца XVIII в, второй — посвящен истории ХIX в. (до 90-х годов).

Развитие исторической науки и необходимость учета ее достижений поставили задачу создания нового учебника по истории СССР. Приступая к этой задаче, авторский коллектив и редакционная коллегия исходили из мысли о необходимости деления материала по томам в соответствии с периодизацией исторического процесса по формациям. Первый том настоящего учебника посвящен первобытно-общинному и рабовладельческому строю на территории СССР и феодальной формации. Изложение материала доводится до отмены крепостного права в 1861 г. Второй том охватит историю народов СССР периода капитализма, третий — историю советского общества.

Первый том учебника делится на пять разделов, соответствующих основным периодам в истории нашей страны.

Первый раздел посвящен характеристике первобытно-общинного и рабовладельческого строя на территории СССР. Здесь же ставится вопрос о происхождении славянства и рассматривается история восточных славян до IV в. включительно, когда у них уже начался процесс классообразования. 

Во втором разделе показывается кризис  рабовладельческой системы производственных отношений, характеризуются наиболее ранние феодальные общества, сложившиеся на территории СССР (Закавказье, Средняя Азия), наконец, рассматривается проблема генезиса и утверждения феодального способа производства у восточных славян (которые пришли к феодализму в результате разложения первобытно-общинного строя, минуя рабовладельческий способ производства) и образования и развития древнерусского государства (до начала XII в.).

Третий раздел учебника посвящен времени расцвета феодализма на Руси. В этом разделе дается история русского и других народов нашей Родины в период феодальной раздробленности на Руси (начало XII — конец XV в.). и образования и укрепления Русского централизованного государства (конец XV — начало XVII в.). Изложение заканчивается характеристикой первой крестьянской войны в России в начале XVII в. и героической борьбы русского народа с польско-шведскими интервентам.

Хронологические рамки четвертого раздела охватывают историю народов нашей страны за время с 20-х годов XVII в. до средины XVIII в. Это время характеризуется, с одной стороны, усилением феодально-крепостнического гнета, оформлением системы крепостного права и резким обострением классовых проиворечий, вылившихся в ряд антифеодальных восстаний, крупнейшим из которых была крестьянская война под предводительством С.Т.Разина. С другой стороны, в это время в недрах феодальной формации зарождаются новые явления буржуазного характера, происходит складывание  всероссийского рынка и развитие мануфактур.

В последнем (пятом) разделе учебника рассматривается история народов нашей страны во второй половине  XVIII в. — первой половине XIX в., когда в России нарастало несоответствие  феодальных производственных отношений развивающимся производительным силами шел процесс разложения феодально-крепостнической системы, приведший во второй половине XIX d/ к ее кризису.

Учитывая наличие в настоящее время обобщающих трудов и курсов по истории отдельных народов СССР, авторский коллектив и редакция не ставили своей задачей дать непрерывное изложение фактической истории каждого народа на всем ее протяжении, но стремились наметить основные, ведущие линии и закономерности в истории народов и их взаимосвязь с судьбами русского народа.  

Больше внимания, чем в предшествующем учебнике, уделено проблемам экономической истории и истории культуры. Поставлена проблема формирования русской, украинской и белорусской народностей и наций. 

Перед авторским коллективом и редакционной коллегией первого тома учебника стояла задача дать более сокращенный по объему  (по сравнению с ныне действующим учебником) текст в целях лучшего освоения студентами материала. В этих целях в настоящем учебнике отсутствуют специальные историографические очерки, имевшиеся в отдельных главах предшествующего учебника. Сделано это также и потому, что, как показал опыт, краткие историографические справки мало понятны студенту, еще не знакомому с исторической литературой. В то же время в процессе изложения отдельных наиболее важных исторических проблем в тексте учебника даются указания на различные точки зрения, имеющиеся по данным вопросам в литературе.

В данном учебнике, предназначенном для исторических факультетов университетов, разделы посвященные истории первобытно-общинного  и рабовладельческого строя, изложены  кратко, так как учитывалось наличие в системе университетского  преподавания ряда параллельных курсов: «Истории первобытного общества», «Введения в археологию», «Истории древнего Востока».

Авторы отдельных разделов указаны в оглавлении. В учебнике использованы материалы И.П.Петрушевского и А Ю.Якубовского (гл.IV, §10).

Весь том отредактирован М.В. Нечкиной, А.А.Новосельским, А.В. Фадеевым и Л.В.Черепниным (ответственный редактор). В редактировании глав I-IV принимал участие  Б.А. Рыбаков, в редактировании  глав XVI — XXIII — В.И.Лебедев.

Карты составлены И.А.Голубцовым. Карта крестьянских волнений в европейской России в первой половине XIX в. составлена Е.И.Индовой. 

Библиография составлена З.Д.Виноград. Научно-вспомогательную и организационную работу по подготовке учебников  вела В.Г.Шерстобитова при участии Л.В.Куприяновой, М.Д.Курмачевой и Г.Р.Юрине.


*****оцифорвка учебника продолжается***** 

promo pet_and january 5, 2019 12:16 2
Buy for 10 tokens
Мотивацию голодного называют идеальной мотивацией с точки зрения капиталистических отношений. Некоторые современные «эйчары» не стесняясь говорят о том, что им нужны «голодные» соискатели работы. Для создания материальной мотивации необходима бедность. В этом суть…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened