pet_and

Categories:

Эстетика

ЭСТЕТИКА – наука, изучающая закономерности развития искусства, отношение искусства к действительности, его общественную роль, формы и методы художественного творчества.

Домарксистская эстетика не была однородной. В ней происходила борьба между материалистическим и идеалистическим направлением. В основе идеалистической эстетики лежит отрыв искусства от действительности как «чистого» творчества, как «искусства для искусства», не связанного с общественной жизнью, с борьбой классов, с материальными интересами людей. Эти черты наиболее характерны для современной буржуазной эстетики, пытающейся превратить искусство в пустую забаву, в орудие для удовлетворения изощренных вкусов «верхушки» капиталистического общества. Материалистические теории в эстетике сыграли большую роль в формировании правильного взгляда на сущность искусства и его законы. В развитии материалистической эстетики велики заслуги русских революционных демократов Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Они считали, что искусство должно помогать людям правильно осознать действительность, потребности развития общества в целях его революционного преобразования. Однако русские революционные демократы не смогли подняться до научно-материалистического понимания законов общественной жизни.

Только на основе исторического материализма строится подлинно научная теория искусства. Марксистско-ленинская эстетика  рассматривает искусство как одну из форм общественного сознания, как специфически художественную форму осознания действительности. В каждую историческую эпоху искусство определяется господствующими в данном обществе отношениями, экономическим базисом. Такое понимание искусства позволяет выяснить закономерности его развития, причины смены одних его форм  и направлений другими.

Раскрыв сущность искусства, марксистская эстетика установила и научные критерии произведений искусства. Такими критериями являются соответствие произведения искусства жизненной правде, прогрессивным тенденциям, а также соответствие формы произведения его содержанию. Решающим в оценке того или иного художественного произведения марксистская эстетика считает сочетание его идейности и высокой художественности, способность художника уловить новое в жизни, стать на сторону этого нового и активно поддерживать его своим творчеством.

Политический словарь под редакцией Б.Н. Пономарева. Издание второе. Москва. Государственное издательство политической литературы. 1958 год.


promo pet_and january 5, 2019 12:16 2
Buy for 10 tokens
Мотивацию голодного называют идеальной мотивацией с точки зрения капиталистических отношений. Некоторые современные «эйчары» не стесняясь говорят о том, что им нужны «голодные» соискатели работы. Для создания материальной мотивации необходима бедность. В этом суть…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened