pet_and

Categories:

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Личность в истории. —  Буржуазные теории зачастую либо сводят историю к сознательной деятельности великих личностей (царей, полководцев и т.п.), не видя в истории никакой закономерности, либо приравнивают деятельность людей к нулю и рассматривают человека как орудие слепой необходимости, божественной воли, неведомой судьбы. 

В первом случае история рассматривается как область, где все творится по произволу, желаниям, идеалам «критически мыслящих»  интеллигентов или «героев».  Такова, например, народническая теория «героев» и пассивной «толпы».

Во втором случае история принимает фатальный характер: в ней все предопределено и совершается помимо деятельности людей. К такому пониманию истории ведет  в частности точка зрения вульгарных экономических материалистов, как это было у «экономистов», меньшевиков и др. Умаление значения активной деятельности революционной партии, ставка на самотек, отрицание великой роли передовой теории, идей —  такова суть вульгарного экономического понимания истории.

Ни с той, ни с другой точки зрения предвидение событий и, следовательно, научная политика невозможны. Марксизм-ленинизм учит, что люди сами творят свою историю, но всегда в исторически определенных материальных условиях. Влияние выдающейся личности на ход событий тем больше, чем лучше она понимает объективные закономерности и направление развития. 

«Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории» (Ленин). 

Ход истории определяется условиями материальной жизни общества. Но личность, понявшая потребности экономического развития общества, потребности передового класса, может стать во главе событий и, сплачивая вокруг себя людей, двигать эти события вперед. В этом основа истинного значения личности, ее авторитета, ее роли в общественной жизни.

Вопрос о роли личности в истории  марксизмом-ленинизмом  решается в тесной связи с вопросом о роли масс.  

«Краеугольный камень марксизма  —  масса, освобождение которой, по его мнению, является главным  условием освобождения личности. т.е., по мнению марксизма, освобождение личности  невозможно до тех пор, пока не освободится  масса, ввиду чего его лозунг: «Все для массы» (Сталин).

Пролетарская революция и победа социализма освободили миллионные массы трудящихся от гнета  и эксплуатации и создали невиданные возможности для расцвета человеческой личности.

Краткий философский словарь. Под редакцией М.Розенталя и П.Юдина. 1939

Краткий философский словарь. Под редакцией М.Розенталя и П.Юдина. 1939
Краткий философский словарь. Под редакцией М.Розенталя и П.Юдина. 1939


promo pet_and january 5, 2019 12:16 2
Buy for 10 tokens
Мотивацию голодного называют идеальной мотивацией с точки зрения капиталистических отношений. Некоторые современные «эйчары» не стесняясь говорят о том, что им нужны «голодные» соискатели работы. Для создания материальной мотивации необходима бедность. В этом суть…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened